Сознание как категория философии. его сущность, структура, функции

Содержание

«Негативное» и «позитивное» определение бессознательного

Анализируя литературу, посвященную истории проблемы бессознательного, можно выделить по крайней мере две лини ее разработки — философскую и предметно-практическую (то есть конкретные приемы использования бессознательных явлений в практике некоторых религиозных культов, медицинской практике и т.п. на протяжении всей истории развития человечества).

В рамках философии проблема бессознательного разрабатывалась в двух основных направлениях: как проблема «космических начал» и основ жизненного процесса в целом (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон) и как проблема соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений отдельного человека.

Представителей последнего направления также можно разделить на две группы по принципу: «негативное» или «позитивное» определение бессознательного. Первые, признавая в психике человека наличие иррациональных побуждений и «смутно осознаваемых впечатлений», считали, что они могут быть всегда подчинены сознательному контролю, и таким образом стать более или менее ясно осознанными. То есть они давали «негативное» определение: бессознательное существует только как пока или не совсем осознаваемое. Вторая группа авторов понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как особую реальность, имеющую определенные законы существования и развития.

«Негативное» определение бессознательного получает распространение с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине 19 века разделившего представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал ее «полем внимания»), сознания или бессознательного, причем между областями находятся границы — пороги. Фехнер во второй половине 19 века говорит о бессознательных ощущениях и предлагает ряд методов количественного измерения порогов ощущений, то есть границы, согласно Фехнеру, разделяющей ощущения на сознательные и бессознательные.

Однако стали появляться и позитивные определения бессознательного. Уже Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, говорит о бессознательном не как о «смутно» осознанном, но как об особом механизме, который может быть никогда не осознан, но тем не менее оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире.

Однако ориентация на «позитивное» истолкование бессознательного как особого мира стала особенно явно проявляться в медицинской и главным образом в психиатрической практике. Эта линия разработки проблемы бессознательного уходит вглубь веков, до поры до времени пересекаясь с философской линией разработки этой же проблемы, особенно в Европе. В центре внимания европейской психотерапии 18-19 веков были три аспекта бессознательного: сновидения, состояния сомнамбулизма и роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов. Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены как среди философов, так и медиков. Однако, естественно, дело не в новизне и оригинальности самой идеи, а в том, каким образом новое понятие, комплекс теоретических положений, способствуют возникновению нетрадиционного учения, оказавшего заметное влияние на смену парадигм мышления, изменения взглядов, характерных для западной культуры. З.Фрейд заложил основы новой «философии человека». С. Цвейг писал: «Благодаря … открытию Фрейда научная психология порывает, наконец, со своей академической и теоретической замкнутостью и вступает в прямую связь с практической жизнью».

В чем суть сознания?

Вопрос о том, в чем суть сознания, а именно что оно из себя представляет, издавна вызывал серьезные споры в философии и до сих пор не является закрытым. В зависимости от эпохи, в которой проживали те или иные философы, понимание сознания существенно отличалось.

Как правило, в каждой эпохе наибольшее влияние на понимание сути сознания оказывали преобладающие мировоззренческие установки, такие как:

  • античный космоцентризм;
  • средневековый теоцентризм;
  • антропоцентризм.

Понятие сознания в античности отражало связь между индивидом и окружающим миром, однако рассматривалась только направленность на внешние объекты. Таким образом, главная проблема понимания сознания в том, что не учитывался внутренний мир человека – способность личности сосредотачиваться внутри себя. Платоном и Аристотелем приводилась аналогия с воском и сознанием. Они считали, что как острый предмет изменяет форму воска, так и сознание изменяется под действием внешней среды.

Во время процветания христианства понятие сознания расширилось за счет привлечения внимания к внутреннему, духовному миру человека. Однако, в связи с существованием ряда проблем понимания сознания, общепринятого мнения сформировано не было.

В эпоху антропоцентризма, когда общество несколько отошло от религии, суть сознания приобрела концепцию, согласно которой человек не является воском, на котором отпечатывает внешний мир, а, скорее, является сосудом, содержащим идеи внешнего мира.

Обыденное и научное представление о сознании

Сознание представляет собой многозначное понятие, которое по-разному определяется и понимается в философии, психологии и обыденной жизни. И хотя содержание сознания в этих трех областях оказываются качественно различными по содержанию, на практике они достаточно часто перемешиваются, что влечет за собой различные казусы. Например, когда научные факты о сознании начинают интерпретироваться с точки зрения его философского или обыденного понимания.

С обыденной точки зрения под сознание понимается вся осознаваемая часть психики, т.е. весь тот пласт внутренней психической жизни, который доступен «Я» личности для непосредственного наблюдения и ассоциируется с ним. В действительности на обыденном уровне происходит смешение представлений о сознании и самосознании.

Самосознание, как наивысшая и специфически человеческая форма сознания, обладает таким специфическим свойством как самоидентификация, т.е. именно благодаря самосознанию человек осознает себя как личность, у него формируется образ Я, его прошлый опыт оформляется в качестве воспоминаний и формирует некую жизненную историю, что позволяет не только соотносить настоящие условия с прошлым, но и выстраивать прогнозы относительно настоящего, создавать идеалы и мечты.

Сознание как форма отражения внешнего и внутреннего мира, с точки зрения психологической науки непосредственно практически не переживается человеком, в процессе рефлексии оно плотно сливается с самосознание и практически не отделимо от него, хотя личность может фиксировать изменения своего сознания при наступлении его измененных состояний, таких как смутные состояния сознания (оглушение, помрачнение, потеря), алкогольное и наркотическое опьянение, аффект, расширение сознания при использовании медитативных и трансовых практик.

Кроме того, в онтогенезе появление сознания опережает появление самосознания. Самосознания складывается у ребенка к возрасту от 2 до 3,5 лет, что может быть отмечено по таким признакам как:

  • узнавание себя в зеркале,
  • узнавание себя на фотографиях,
  • использование местоимения «Я», вместо обозначения себя в третьем лице («Петя хочет кушать»),
  • складывание первых воспоминаний.

В тоже время, целостное сознание возникает уже в 7-8 месячном возрасте и окончательно складывается к первому году жизни. При этом несмотря на целостный характер отражения окружающего мира, ребенок еще не вычленяет себя из него как самостоятельную единицу – субъект деятельности и источник активности, а также не локализует свои аффективные переживания, ощущения и потребности внутри своего тела. Отсутствие самосознания является одной из причин того, что воспоминания о данном возрасте не складываются, а «ранние» воспоминания многих людей (о возрасте раньше двух лет) являются индуцированными, т.е. возникшими на основании родственников об их поведении в раннем детстве.

Следует отметить, что если самосознание рассматривается как специфически человеческая форма психической организации, то сознание свойственно также высшим животным, что позволяет им улавливать сложные взаимосвязи между объектами окружающего мира и решать составные задачи, требующие достижения промежуточного результата (например, соединить две трубки между собой, чтобы получить инструмент нужной длинны и дотянуться до лакомства).

Примечания

  1. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Терентьев А. А. // Свеча-2013. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции «Религия и религиозность в глобальном измерении» / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2013. — С. 217. — ISBN 978-5-9984-0404-7.
  3. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 116. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
  4. , с. 108—109.
  5. Антология дзэн / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 179. — 403 с. — ISBN 5-02-026863-1.
  6. Штейнер Е. С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — С. 228.

В Викисловаре есть статья «сознание»

СЮЖЕТ СЕРИАЛА

Проблема сознания в истории философии

Данная проблема всегда служила объектом пристального внимания философов, так как распознание роли и места человека в мире, а также специфики отношений с окружающей его реальностью предполагает определение корней человеческого сознания. Следует заметить, что для философской науки названная проблема важна и по той причине, что конкретные подходы к вопросу, связанному с сущностью, происхождением и развитием сознания человека, а также с характером его отношения непосредственно к бытию, затрагивают изначальные методологические и мировоззренческие установки любого из актуальных философских направлений. Естественно, что данные подходы бывают разными, однако они по своему существу в любом случае имеют дело с одной проблемой. Речь идет об анализе сознания, которое рассматривается в качестве специфически общественной формы управления и регуляции взаимодействия индивида с действительностью. Указанная форма характеризуется в первую очередь выделением личности как своеобразной реальности, а также носителя особых методик взаимодействия со всем окружающим, куда включается и управление им.

Подобное понимание сознания, его происхождения, сущности предполагает предельно широкий перечень вопросов, представляющий собой предмет исследования не только философской науки, но и специальных естественных и гуманитарных направлений: психологии, социологии, педагогики, языкознания, физиологии высшей нервной деятельности

На сегодняшний день в этот список важно включить семиотику, информатику и кибернетику. Рассмотрение некоторых аспектов категории сознания в рамках представленных дисциплин так или иначе опирается на конкретную философско-мировоззренческую позицию, связанную с трактовкой сознания

Однако создание и последующее развитие научных исследований специального плана стимулирует формирование и углубление непосредственно философской проблематики сознания.

К примеру, развитие информатики, разработка «думающих» машин и относящийся к этому процесс компьютеризации общественной деятельности заставили с другой стороны рассмотреть вопрос, связанный с сущностью сознания, специфическими человеческими возможностями в деятельности сознания, оптимальными способами взаимодействия индивида и его сознания с современными компьютерными технологиями. Актуальные в настоящее время и достаточно острые вопросы современного развития общества, взаимодействия индивида и техники, соотношения природы и научно-технического прогресса, аспекты общения, воспитания людей — все проблемы общественной практики, имеющие место в современности, оказываются органическим образом связанными с исследованием категории сознания.

Как работает подсознание?

Подсознание – словно огромный резервуар с информацией, находящийся в нашей голове. Он хранит всю нашу память, творческие возможности, убеждения, рефлексы и инстинкты. В нем записано все, что мы когда-либо видели, слышали, учили и делали. Так как большую часть этой информации мы уже давно никак не используем, нам кажется, что мы давно уже забыли.

Однако подсознание ничего не забывает, а все бережно хранит, сложив по полочкам. Оно практически полностью управляет нашей жизнью. Подсознание контролирует все жизненно важные процессы — дыхание, сердцебиение и пищеварение. В нужный момент оно находит и использует любую хранящуюся в нем информацию. Правда, не всегда с пользой для нас.

Когда мы спим и видим сны – это подсознание выдает нам какую-то информацию. Известный психолог и психотерапевт Карл Юнг придавал снам очень большое значение. Он изучал и интерпретировал сны пациентов, которых ему приходилось лечить.

Юнг считал, что с помощью снов подсознание человека говорит о чем-то важном, хочет предостеречь или о чем-то предупредить. Карл Юнг также стал автором понятия «коллективного бессознательного»

Очень важно осознанно относиться к тому, что мы смотрим или слушаем в течение дня – какой информацией мы наполняем наш мозг. От этого во многом будет зависеть наше мироощущение, восприятие реальности и вся наша жизнь

Например: у меня есть знакомая, которую в детстве сильно испугала и укусила кошка. Теперь этой женщине 33 года и она до сих пор испытывает неосознанный панический страх при виде кошек. Этот страх передается и ее детям, которые видят ее реакцию на животное.

Также формируются и другие страхи, фобии, привычки, убеждения и программы поведения. Часто для этого даже, бывает, не нужен личный пережитый опыт – достаточно ребенку услышать высказывания родителей или людей, представляющих для него авторитет.

Много лет назад у меня несколько раз были ситуации, когда мне доводилось возвращаться с корпоратива на машине, находясь в сильно подвыпившем состоянии. Ехать приходилось из незнакомого района города. Дорогу домой я не знал. Так как мое сознание, — сами понимаете, было измененным, а точнее – полностью отключенным (иначе я бы не сел за руль), работало только подсознание – «автопилот».

Оно «довозило» меня домой быстро и точно. Очнувшись утром, я обнаруживал свою машину аккуратно припаркованной в ряду плотно стоящих автомобилей. Так мое подсознание выручало меня, активировав записи моего пути на корпоратив.

Это НЕ пример того, как надо добираться домой после банкета. Это о том, как подсознание записывает всю информацию, поступающую в наш мозг.

Получается, что каждый человек живет так, как он хочет, или точнее – как хочет его 90% , то есть подсознание. Нужно только осознать это. Часто человек говорит: «Я хочу быть счастливым, здоровым и иметь семью и детей», а сам постоянно болеет, чувствует себя несчастным и живет один.

Не стоит винить судьбу, свое окружение, обстоятельства или что-то еще. Хотя, конечно, это легче и удобнее всего. И еще так безопаснее для тех, засевших в подсознании, убеждений, которые привели человека к такой жизни и его удерживают в ней.

Как же нам добраться до своего подсознания?

Мы регулярно видим и слышим некоторые сигналы своего подсознания во сне. Единственная сложность с правильной расшифровкой увиденного. К тому же, чаще всего, если нам что-то бывает нужно отыскать в архивах мозга, то что-то другое.

Поговорить со своим подсознанием и получить ответы на любые вопросы мы можем во время медитации. Медитировать можно, например, удобно расположившись в тихом месте, в помещении или на природе. Можно включить спокойную тихую музыку. Надо закрыть глаза и полностью отключиться от своих мыслей, прислушиваясь только к своему внутреннему голосу,  внутренним ощущениям.

Некоторые люди способны, даже находясь в активном состоянии, слышать свой внутренний голос, свою интуицию. Однако, чаще всего, человеку бывает трудно в своей повседневной суете специально выделить время, найти подходящее для медитации место, настроиться и получить нужное расслабление. Тогда можно пойти к специалисту.

Существует много методик, позволяющих успешно работать с подсознанием. Это Тета-хилинг, Эриксоновский гипноз, НЛП (откроются в новой вкладке). Во время такой работы человек находится в медитативном (трансовом, гипнотическом) состоянии. Сознание в таком состоянии не активно, сигналы поступают только из подсознания.

Могут ли радикальные идеи объяснить сознание?

Сегодня ученые не могут вплотную подобраться к изучению сознания. Ситуация ограничивается тем, что с одной стороны нейробиологи изучают области мозга, которые ассоциируются с сознательной деятельностью — например распознавание лиц, ощущение боли или состояние счастья. Но наука о сознании до сих пор остается наукой взаимосвязей, она ничего не объясняет. Мы знаем, что определенные участки мозга ответственны за определенные виды сознательных реакций, но не знаем почему. За последние годы было совершено огромное количество открытий о работе самых разных областей мозга. Так, совсем недавно мы рассказывали вам о том, что ученым удалось обнаружить совершенно новый сигнал в мозге человека, о котором раньше никто не знал. Это здорово, но приближает ли это нас к ответу на вопрос о том, что такое сознание?

Если верить теории панпсихизма, Вселенная обладает сознанием (но это не точно)

В ходе выступления на Ted Talks, австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания, Дэвид Чалмерс, сравнивает сознание человека с субъективным фильмом, который постоянно воспроизводится перед глазами. Вопрос, который больше прочих волнует ученого заключается в том, почему поведение — которое можно объяснить с точки зрения биологии, как это блестяще делает профессор нейробиологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски — сопровождается субъективным опытом. Но мы не можем объяснить наличие этого субъективного опыта так же, как физика объясняет химию, химия биологию, а биология — частично — психологию. Для того, чтобы понять что такое сознание нужны радикальные идеи.

Именно такую и предлагает Дэниел Деннет. По его мнению сложных проблем в изучении сознания не существует. По Деннету вся идея этого субъективного кино подразумевает иллюзию, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остается только объяснить объективное функционирование поведения мозга. Идея Деннета, на мой взгляд, является наиболее реалистичной из всех прочих. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований.

Те же, кто не согласен с тем, что сознание — всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия, предлагают еще более радикальные теории сознания. Так, Дэвид Чалмерс предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное — как фундаментальные законы физики. В физике фундаментальными являются такие понятия как пространство, время, масса. Основываясь на этих понятиях, ученые выводят дальнейшие принципы и законы — закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Примечательно то, что все перечисленные фундаментальные свойства и законы больше никак и ничем не объясняются. Мы принимаем их как элементарные и выстраиваем на их основе картину мира. Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием. Эти законы также должны соединять сознание с остальными фундаментальными принципами — пространством, массой, временем и другими физическими процессами. Мы не знаем, что это за законы, но можно попробовать их найти.

Современная физика рассматривает Вселенную, в которой действуют фундаментальные силы природы

Вторая не менее радикальная и, пожалуй, безумная идея, о которой говорит Чалмерс это панпсихизм. Теория о том, что сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает. Согласно этой теории, а лучше сказать гипотезе, сознанием обладают даже элементарные частицы и фотоны. Сама идея, разумеется, не в том, что электроны и фотоны интеллектуально развиты, а в том, что у этих частиц есть некое примитивное ощущение сознания. Несмотря на то, что эта идея кажется нам противоречащей здравому смыслу, людям из культур, которые рассматривают человеческий разум как единое целое с природой, теория панпсихизма видится вполне логичной.

И все же, чтобы найти ответ на вопрос о том, что такое сознание, стоит обратить внимание на то, как проходила эволюция мозга. В конце концов, мы отправляем ракеты в космос и победили такие опасные болезни как оспа благодаря науке

Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания.

Возмещение ущерба

Данная стадия избавления от созависимости предполагает проведение анализа сложившейся ситуации. Ведь явно недостаточно получить прощение. Необходимо продумать, кто пострадал от совершаемых действий, чтобы возместить нанесенный ущерб. И только пришедшее чувство того, что долги уплачены, а вина заглажена, позволит людям выстраивать необремененные неуверенностью и страхом, комфортные отношения с окружающими.

При прохождении этого шага рекомендуется вспомнить о тех позитивных увлечениях, которые отошли на задний план из-за пришедшей зависимости. Далее их следует опять ввести в список своих каждодневных интересов, что позволит воссоздать независимую и целостную систему положительных жизненных приоритетов.

Формы общественного сознания

Различные способы интеллектуального и духовного овладения знаниями об окружающей действительности – это формы общественного сознания.
Рассмотрим эти формы более подробно.

  1. Политическое сознание – включает в себя систему знаний и оценок, с помощью которых общество формирует политическую сферу. Оно является основой для всех остальных форм общественного сознания, в связи с тем, что отражает политические и экономические интересы различных классов и социальных групп.
  2. Правовое сознание включает в себя систему знаний и оценок, с помощью которых в обществе происходит осознание в сфере права. Данный вид общественного сознания тесно связан с политическим сознанием, в связи с тем в данной форме сознания находят свое проявление и политические, и экономические интересы различных классов и социальных групп.
  3. Нравственное сознание выражается в исторически складывающихся принципах морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом.
  4. Эстетическое сознание является сознательным отражением человеком окружающего его мира, которое происходит в форме сложных переживаний. Данные переживания связаны с имеющимися у человека чувствами прекрасного, трагического, возвышенного и комического.
  5. Религиозное сознание выражается во внутреннем опыте человека, который связан с ощущением человеком существующей связи между собой и чем о высшим. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное.
  6. Экономическое сознание – является формой общественного сознания, отражающей экономические знания общества и его социально – экономические потребности.
  7. Моральное сознание, философское понятие которое является ядром человеческой личности, его духовности и всего что является сущностью человека и отличает его от животных. Особенность морального сознания состоит в том, что именно с помощью него происходит отражение и регуляция межличностных отношений, в которых каждая личность является зеркалом другой.

Признаки и свойства сознания

В описании сознание с психологической точки зрения, необходимо учитывать, что, помимо мышления и рефлексии, оно заключает в себе широкий и разнообразный спектр явлений.

В механизм сознание включены элементы:

  • познавательно-логический;
  • телесно-перцептивный;
  • эмоционально-волевой;
  • творческий;
  • социальный и другие.

Обычно считается, что сознание присуще только людям, как существам общественно-историческим.

С психологической точки зрения сознание можно охарактеризовать в следующих пунктах:

  • набор знаний об окружающем мире;
  • активность;
  • четкое различение субъекта и объекта;
  • направленность на предмет;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • способность к рефлексии и самонаблюдению;
  • различная степень ясности;
  • наличие эмоциональных факторов во взаимодействии между людьми;
  • осознание собственного я.

Сознание каждого человека уникально и обусловлено внешними факторами. Такими, как социальная система, в которой он живет, уровень общественного развития и т. д.

Основополагающим фактором работы сознания является восприятие.

Восприятие — система интерпретаций чувственных данных, чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным. 

Система совместной деятельности общества формирует структуру и ключевые свойства сознания:

  1. Социальный характер — только через совместное знание формируется индивидуальное сознание человека, поэтому основными составляющими сознания являются смыслы и языковые значения.
  2. Способность к рефлексии — это деятельность сознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику самого сознания: рефлексия представляет собой имманентное свойство сознания, благодаря которому поток сознания обретает структуру и форму.
  3. Внутренний диалогизм — диалог является одним их технических средств сознания для получения, передачи и переработки информации в форме внутреннего обсуждения.
  4. Предметность — индивидуальное отражение реального мира в субъектах.

Сознание и биология

Если все существа так или иначе сознательны, то сознание не является тем, что постепенно развивалось. Оно было всегда. В ходе эволюции возникали различные качества и измерения сознательного опыта — содержание сознания.

Первые простые организмы — бактерии и водоросли — не имеющие чувств, были осведомлены только о самых элементарных вещах. Их картина мира — не что иное, как чрезвычайно размытое пятно цвета — практически ничто, по сравнению с богатством и деталями человеческого опыта.

Когда эволюционировали многоклеточные организмы, развивалась и способность их восприятия. Появились клетки, чувствительные к свету, вибрациям или давлению. Эти клетки образовали органы чувств, и по мере их развития способность воспринимать информацию увеличивалась.  

Заметьте, наши глаза не только чувствительны к свету;  они по-разному реагируют на разные частоты и могут определять направление света. Так слабое пятно опыта бактерии на холсте сознания приняло различные оттенки и формы.

Нервные системы живых существ развивались, обрабатывая данные. Вскоре поток информации потребовал централизованной системы обработки, и вместе с этим появилась более целостная картина мира. 

По мере развития мозга новые функции добавлялись в сознание. У рептилий появилась лимбическая система, область мозга, связанная с эмоциями. У птиц и млекопитающих нервная система еще более усложнилась, развивая кору головного мозга. 

Сознание приматов еще больше расширилось, предоставляя новые возможности. Наиболее значимыми из них стала способность использовать символы. 

Сознание человека — что это такое в философии и психологии

Определение

Сознание — система восприятия человеком информации из внешней реальности, способность к обработке и анализу этой информации. Сознание с биологической точки зрения — состояние активности головного мозга, связанное с речью, планированием событий в уме, рефлексией собственных и чужих действий.

При его правильной работе, человек способен успешно жить и функционировать в обществе других людей, следовать определенным нормам и правилам, воспринимать действительность без искажения. При различных изменениях в работе мозга его функции могут работать неправильно — например, человек видит несуществующие предметы.

Поступки и действия, поддающиеся контролю, называются сознательными. Исследованием сознания, его различных форм, проявлений и характеристик занимаются ученые в рамках различных наук, таких как философия, психология, социология и биология.

Общий смысл

Мы рассмотрели основные концепции происхождения и сущности сознания. В широком смысле слова с ним целесообразно связывать также представление о самосознании. Необходимо иметь в виду, что развитие сложнейших форм самосознания осуществляется на достаточно поздних стадиях истории общественного сознания, где самосознание наделяется известной самостоятельностью. Тем не менее понять его происхождение возможно лишь на базе рассмотрения существа категории в целом.

Таким образом, сознание выступает ключевым, исходным философским понятием для анализа всех разновидностей проявления душевной и духовной жизни человека в их целостности и единстве, а также методов регуляции и контроля его взаимоотношений с реальной жизнью, управления такого рода взаимоотношениями.

Самооценка

Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.

Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:

Завешенная самооценка- необъективные представления личности о самой себе, оценивание только собственных достоинств и фактическое игнорирование своих недостатков. С одной стороны, завышенная самооценка придает индивиду уверенность в себе, помогает ему добиваться поставленных целей и задач (ведь чем больше у человека веры в собственные силы, тем более он становится волевым и целеустремленным)

С другой стороны, завышенный уровень самооценки не дает личности развиваться, ведь люди, уверенные что они все знают и умеют, перестают учиться у других, таким образом, они начинают постепенно деградировать.
Заниженная самооценка –искаженное восприятие индивидом самого себя, из-за которого он не может увидеть собственных достоинств, сосредотачивает внимание только на своих недостатках. В этом случае, влияние самооценки еще более губительно сказывается на развитии личности, нежели в случае с завышенным самомнением

Индивид с заниженной самооценкой испытывает дискомфорт в общении с окружающими (ведь он постоянно сравнивает себя с другими, и находит, что намного хуже остальных), чувствует себя неполноценным, недостойным, не верит в собственные силы. Люди с заниженной самооценкой не могут реализовать полностью свои таланты и способности, бояться ставить перед собой высокие цели и достигать их.
Адекватная самооценка — объективное восприятие индивидом самого себя, приближенная к действительности оценка собственных достоинств и недостатков. Человек с такой самооценкой знает, что есть люди, превосходящие его в качествах, и есть люди, которые еще не достигли такого уровня развития как он сам. В этом случае уверенность в себе не может стать чрезмерной, так как личность видит и признает свои недостатки, стремится их исправлять.

Краткий вывод

Из всего описанного становится очевидным, что жизнь, которую вы сейчас имеете, вы сами себе создали, благодаря своим мыслям. Ведь люди мыслят своим умом, а все привычки мышления передаются в автоматическом режиме, после чего их запоминает подсознание. Поэтому, если все свои мечты и цели записывать на листок бумаги и каждый день их просматривать, то это поможет медленно, но уверенно добиться успеха. Ведь ум человека работает по одной траектории: если мысли хорошие, то они приведут к благополучной жизни, а если они мрачные и плохие, то создадут самую проблемную жизнь. Мысленно нужно представлять события, которые долго ждешь, подсознание автоматически выполнит эту просьбу.

Мы ощущаем свое подсознание интуицией и трансом, именно здесь находится наша память, ощущения и переживания. Подсознание может подарить человеку дар телепатии и ясновидения, а также другие сверхспособности. А вот сознание и подсознание человека помогает людям ориентироваться в пространстве и времени. Человек в сознании имеет знания о себе и о пространстве, но вот что он может иметь:

  • чистое сознание и подсознание;
  • скверное сознание;
  • находиться без сознания;
  • быть одержимым чем-то.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: